"Автомобильные дороги" №5(906), май 2007 г.
Авторы:
О.Б. Коренков (ГИП ООО "Институт Дорожно-Мостового Проектирования"),
Ю.Р. Перков, А.П. Фомин, Е.В. Никанычева
Актуальность регламентации выполнения проектно- изыскательских и строительных работ на участках уширения автомобильных дорог определяется следующими основными факторами:
- необходимостью выполнения большого объема работ по уширению - по данным АБДД «Дорога», требуемый объем работ по уширению только федеральных автомобильных дорог составляет не менее 8 тысяч километров;
- значимостью такого рода работ, обеспечивающих кардинальное улучшение гранспортно-эксплуатационных показателей дороги;
- недостаточностью существующей регламентации работ. Последняя касается в основном нового строительства или усиления существующей дорожной одежды. В то же время практически все этапы работ при уширении — изыскания, проектирование и собственно строительство имеют существенные особенности.
Разработанные рекомендации содержат особенности выполнения изыскательских работ, порядок назначения конструктивных решений и методику расчета дорожных конструкций на участках уширения, а также особенности технологии производства работ. Рекомендации основываются на существующих методах расчета дорожных одежд, дополняя их в части учета взаимовлияния существующей и вновь устраиваемой дорожных конструкций в местах уширения. То есть устраняют основной недостаток существующего подхода к проектированию - недостаточный учет вида и состояния существующей дорожной конструкции при назначении дорожной конструкции уширения, что не позволяет обеспечить их равнопрочность. Зачастую это приводит к быстрому появлению дефектов в зонах сопряжения существующей и вновь устраиваемой дорожных конструкций.
Основные особенности проектирования дорожных конструкций при уширении связаны с введением понятия переходных зон и расчета дорожных конструкций на границах сопряжения по вновь введенным критериям «равнопрочности по морозоустойчивости». При проектировании рассматриваются две переходные зоны, расположенные вблизи границ сопряжения «старой» и «новой» дорожной одежды, «старого» и «нового» земляного полотна. Методически предварительный расчет дорожных одежд уширения и назначение толщин слоев выполняют в соответствии с действующими документами (ОДН 218.046-01, ОДН 218.052- 2002 и др.). Окончательно дорожную конструкцию назначают с учетом критериев, обеспечивающих «равнопрочность по морозоустойчивости». Эти критерии — допустимая разность между величинами пучения Ah и допустимая разность между величинами осадки Аос грунтов рабочего слоя земляного полотна после оттаивания в зонах 1 и 2.
Величины ДЬ и Дос возникают вследствие всегда имеющихся различий дорожных конструкций и концентрируются в узких зонах сопряжения. Последнее приводит к необходимости их ограничения существенно более низкими значениями (в пределах 0,2-0,7 см), чем обычные допустимые значения величин морозного пучения (3-Ю см). Для зоны 2с точки зрения соблюдения критериев большое значение имеет различие по степени морозной пучинисто- сти грунтов. В связи с этим не всегда возможно, например, устройство уширения существующего земляного полотна из связных грунтов дренирующими грунтами.
Несоблюдение расчетных критериев служит основанием для применения различного рода дополнительных мероприятий. Прежде всего, рекомендуется обеспечить плавное изменение уровня поверхности земляного полотна в переходных зонах с назначением длины переходных зон по допустимой интенсивности изменения величины пучения и осадки (0,21-0,25 см/м), поскольку это не требует каких-либо существенных затрат.
Рекомендуются также другие дополнительные мероприятия, которые можно разделить на три группы в зависимости от целей и условий применения: группа 1 — мероприятия, направленные на изменение дорожных конструкций или их разделение; группа 2 — мероприятия, направленные на усиление зоны сопряжения дорожных одежд; группа 3 — мероприятия, направленные на регулирование водно-теплового режима земляного полотна.
Рекомендуется применение следующих мероприятий группы 1:
а) при необходимости сопряжения разнотипных дорожных одежд (существующих жестких и нежестких, проектируемых на уширении) — дробление существующего жесткого покрытия при предварительном снятии существующих асфальтобетонных слоев усиления и последующем уплотнении образовавшихся фрагментов плиты. Могут применяться традиционные способы дробления (гидравлические, пневматические молоты и др.) и более эффективный способ виброрезонансного разрушения. Цель применения мероприятия — минимизация возникающих от транспортных и температурных воздействий горизонтальных и вертикальных перемещений в зоне сопряжения, в швах и трещинах плит за счет уменьшения эффективной длины плиты. Применение рекомендуется при неудовлетворительном состоянии существующего покрытия по ровности и дефектности, наличии дефектов, свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии цементобегонных плит или основания под ними (трещины, проломы, просадки, ступени в швах) и невозможности устранения дефектов традиционными
методами, прежде всего, методами борьоы с отраженным трещинообразованием (увеличение толщины слоев асфальтобетонного покрытия над цементобетоном, устройство трещинопрерывающих прослоек, использование модифицированных асфальтобетонных смесей и др.);
б) разделение дорожных конструкций существующей и на уширении за счет создания в зоне сопряжения продольных швов «открытого типа», разрезающих конструкцию по слоям покрытия или части этих слоев, в частности, как альтернатива мероприятию а);
в) введение в конструкцию дорожной одежды уширения специальных прослоек из геосинтетических материалов для ее усиления и снижения вероятности возникновения неравномерных деформаций, связанных с недоунлотнением слоев материалов в зоне уширения, разновременностью создания дорожных конструкций существующей и на уширении. Рекомендуется устройство армирующих прослоек из полимерных геосегок под слоем основания из необработанных крупнопористых материалов при его наличии, в частности из появившихся в 2007 году отечественных двуосноо- риентированных геосеток «Славрос СД», выпускаемых но согласованному Росавгодором СТО 218.3.003-2006. В этом случае может достигаться дополнительная цель — сокращение толщины дорожной одежды уширения при сохранении ее прочности для ликвидации возможного перекрытия существующего дренирующего слоя в зоне 1. Рекомендуется также устройство прослоек-фильтров из ге- осинтегических материалов, отвечающих требованиям рекомендаций но применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог (ФГУП РосдорНИИ, М., 2003 г.) под дополнительным дренирующим слоем дорожной одежды в пределах, по крайней мере, существующего земляного полотна, если при изысканиях отмечено значительное заиление дренирующего слоя существующей дорожной одежды;
г) назначение дорожной одежды уширения в зависимости от теплофизических свойств материалов слоев дорожной одежды по приводимому расчету.
Рекомендуется выполнение следующих мероприятий группы 2:
— применение штыревых соединений при сопряжении цемен- гобетонных слоев, регулирование соотношения толщин «разнопрочных» нементобетонных слоев за счет изменения толщины слоя уширения или его изменения в зоне сопряжения в соответствии с рекомендациями для опытного применения конструкций сопряжения существующих с вновь устраиваемыми дорожными одеждами при уширении проезжей части (ФГУП СоюздорНИИ, 2005 г.);
— применение армирующих геокомпозитов (полимерных сеток на нетканой основе) в слоях покрытия с перекрытием зоны сопряжения на 1,0—1,2 м (допустимо также применение стеклосеток на нетканой основе для дорог не выше III категории по расчетной интенсивности движения);
— армирование нижних слоев дорожных одежд уширения в месте сопряжения на ширину 0,8—1,2 м с применением ранее упомянутых полимерных геосеток или объемных георешеток.
Мероприятия группы 3 рекомендуется назначать раздельно для старой части (по типовым решениям по восстановлению несущей способности и обеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистых участках автомобильных дорог — ОАО ГипродорНИИ. I ll РосдорНИИ, М., 2000 г.) и новой части дорожной конструкции после ее уширения. Мероприятия направлены на изменение глубины промерзания земляного полотна; изменение величин пучения грунтов земляного полотна; обеспечение осадкоустойчивости дорожной конструкции при оттаивании в весенний период. Основные из мероприятий группы 3:
а) устройство покрытия и основания из дорожно-строительных материалов, теплофизическне свойства которых обеспечивают необходимое термическое сопротивление дорожной одежды;
б) изменение конструкции и параметров «переходных зон»;
в) включение в конструкцию дорожной одежды теплоизолирующих слоев;
г) устройство гидроизолирующих, дренирующих и канилляро- прерывающих прослоек в теле земляного полотна;
д) устройство дренирующих прослоек из геодрен на поверхности земляного полотна от границы «старого» дренирующего слоя до откоса вновь устраиваемого земляного полотна;
е) устройство насыпи уширения из грунта определенного минералогического и гранулометрического состава.
В новой регламентации введены также уточненные по отношению к СНиП 3.06.03-85 требования к сопряжению земляного полотна. Исходя из целей сопряжения (не только обеспечение устойчивости насыпи, но и обеспечение возможности дополнительного уплотнения грунта откосной части существующего земляного полотна, имеющего, как правило, худшее состояние, чем грунт тела насыпи), выполнение сопряжения уступами рекомендуется в том числе и для насыпей с высотой до 2 м, если дорожная одежда уширения выходит за пределы существующего земляного полотна. Параметры уступов назначать исходя из их допустимой высоты — не более 1 м для песчаных грунтов, 1,25 м — для супесей, 1,5 м — для суглинков и глин, но не более максимально возможной с учетом состояния грунта откосной зоны, определяемой по номограмме на рис. 2.
Применение новой регламентации, как представляется, позволит существенно уточнить выполняемые при уширении работы по изысканиям, проектированию и строительству.