"Строительные Материалы", ноябрь 2009
Авторы:
М. В. Степанов (ГИП, ООО "Институт Дорожно-Мостового Проектирования"),
М. В. Вьюгов (директор, ООО "ФОРТЭК",
В. Д. Казарновский (д-р техн. наук, ОАО "Союздорнии")
Одним из условий обеспечения долговечности дорожной одежды в ряде случаев является ее дренирование, предусмотренное действующими нормами и обеспечивающееся дренирующим слоем — одним из дополнительных слоев основания.
В традиционных конструкциях дренирующий слой устраивают из песка, имеющего определенный коэффициент фильтрации, представляющий собой скорость фильтрации воды с градиентом напора, равным единице при линейном законе фильтрации (ГОСТ 25584—90). Требования к песку могут быть различными в зависимости от конструктивных особенностей дорожной одежды и дренирующей системы (путь фильтрации, толщина дренирующего слоя), а также от того, на какую схему работы рассчитывается слой. Рассматривают две возможные схемы его работы: по схеме быстрого отвода поступающей воды; по схеме поглощения.
При второй схеме песчаный слой должен иметь определенный объем пор, который способен вместить поступающую в слой за весь расчетный срок воду. В этом случае коэффициент фильтрации не является определяющим критерием. Определяющим критерием становится сдви- гоустойчивость песка, так как в расчете дорожной одежды должны использоваться сдвиговые характеристики песка, соответствующие его полному насыщению водой.
При первой схеме регламентирующим началом является коэффициент фильтрации песка. Действующие нормы требуют, чтобы коэффициент фильтрации для песка дренирующего слоя обычно принимаемой толщины был не менее 2 м/сут. Однако это требование зависит от пути фильтрации, связанного с шириной проезжей части. При меньшем коэффициенте фильтрации требуется увеличить толщину слоя или изменить систему конструкции дренажа.
В настоящее время растет уровень категорий дорог, увеличение ширины их проезжей части. В этих условиях должны повышаться требования к коэффициенту фильтрации, либо увеличиваться толщина дренирующего слоя.
Вместе с тем, получение песков с необходимым коэффициентом фильтрации вызывает определенные трудности в связи с ограниченностью их месторождений, особенно в некоторых регионах. Трудности усугубляются все ужесточаемыми требованиями к экологии и появлением собственников на землю, препятствующих разработке местных карьеров. Анализ материалов, выполненный Союздорнии, проводившего массовые испытания песков Московского региона на фильтрацию, показал, что при обширном количестве песчаных карьеров существует лишь малая часть песчаного материала, отвечающего нормативным требованиям для решения проблем быстрого отвода воды из дренирующего слоя. При этом, рассмотрением данных по 155 обследованным карьерам установлено, что из 2103 отобранных проб песков 43% относится к категории мелких песков, только 4% — к крупным, к тонким и мельче относится 74%.
Необходимо учитывать, что здесь речь идет о коэффициенте фильтрации песка, который еще не работал в дренирующем слое. Реально же при оценке водопроницаемости песков для дренирующего слоя необходимо учитывать процесс кольматации.
Известно, что на коэффициент фильтрации дренирующих слоев оказывает влияние гранулометрический и минералогический состав песков и их плотность. В зависимости от сочетания указанных факторов изменяется значение и характер пористости песков и вместе с тем в широких пределах изменяется значение коэффициента фильтрации — от нескольких сантиметров до десятков метров в сутки. Снижение коэффициента фильтрации по мере уменьшения размера частиц связано с уменьшением размера пор песка, особенно у пор, формируемых частицами различной крупности. Чем менее однороден песок, тем меньше величина его коэффициента фильтрации при прочих равных условиях. Среди песков одинаковой степени отсортированности наибольшую водопроницаемость имеют крупнозернистые пески. Влияние минералогического состава сказывается в том, что различные минералы, входящие в состав песка, в зависимости от присущих им свойств (спайности, твердости и др.) обусловливают разную форму зерен, а от последней зависит форма и размер пор песка и, следовательно, его водопроницаемость .
С увеличением количества фильтрующейся жидкости в мелкозернистых песках происходит ускорение кольматации, а в крупнозернистых, наоборот — замедление. Независимо от того, под влиянием каких причин поры песка заполняются глинистыми частицами, его коэффициент фильтрации уменьшается.
В результате фильтрационная способность может быстро снижаться в несколько раз. Поэтому реальный режим работы дренирующего слоя может меняться от схемы удаления до схемы поглощения, что не дает возможности надежно обеспечить его долговечность и долговечность конструкции в целом.
Для повышения долговечности работы дренирующего песчаного слоя по отводу воды предложено использовать геотекстильные материалы. В последние годы появился целый ряд геосинтетических изделий, которые могут выполнять функции дренирующего слоя. При этом песчаного материала не требуется вообще.
Это полимерный геокомпозитный дренажный мат, состоящий из дренирующего ядра, защищенного с двух сторон фильтрами из нетканого материала. Существуют модификации, имеющие с одной стороны нетканый фильтр, а с другой — гидроизоляционный слой. Материал поставляется на строительную площадку в рулонах; легок в монтаже, устойчив к гниению, долговечен и эластичен. Его использование позволяет снять гидростатическое давление и предотвратить механические повреждения гидроизоляционного слоя. Фильтры из нетканого материала защищают дренажное ядро от загрязнения и могут быть использованы при давлении вышележащего грунта более 200 кПа. Дренажные маты выпускают различных типов. Выбор конкретного типа материала зависит от местных условий строительства.
Вместе с тем представляется возможным использовать такие композитные геосинтетические изделия в системе дренажа конструкций дорожных одежд.
Могут быть рассмотрены два варианта: применение дренирующей прослойки взамен традиционного песчаного дренирующего слоя при новом строительстве; применение дренирующих элементов при ремонтах, связанных с отказом песчаных дренирующих слоев.
Для реализации первого варианта необходимо решить ряд проблем и, прежде всего, выяснить возможное влияние такой прослойки, имеющей пониженный модуль упругости при сжатии, на общий модуль упругости конструкции. Для этого требуется определить величину модуля упругости самой прослойки при сжатии в направлении перпендикулярном плоскости прослойки, а также выявить возможное влияние сжимающих напряжений на водоотводящую способность прослойки.
Предварительные испытания показали, что при нагрузках до 0,03 МПа модуль упругости материала составляет 0,536 МПа. При толщине дрены порядка 2 см и расположении ее на глубине порядка 0,6 м от поверхности покрытия, как показывают предварительные расчеты, она будет мало влиять на общий модуль упругости конструкции.
В случае использования при ремонте дорожной конструкции устраивается система дренирующих каналов в дорожной одежде, которые могут быть образованы по кромкам проезжей части и в специальных поперечных и продольных пропилах. Смысл такой системы — уменьшение пути фильтрации. Исходя из этой задачи определяется расстояние между пропилами (каналами). В этом случае учитывается реальная водопроницаемость песчаного дренирующего слоя, достигнутая к моменту ремонта.
При существенных затратах на ремонт, с целью экономии выделяемых средств на полную замену ремонтируемого участка дороги, способ установки таких дрен позволит существенно облегчить решение проблемы. Заменяя песок на геокомпозитный материал, дорожную одежду выполняют менее материалоемкой, значительно упрощается технология строительства и что не менее важно — повышается культура производства.
Применять геокомпозитный дренажный мат рекомендуется совместно с объемными георешетками.
Укрепление откосов и конусов путепроводов георешеткой следует выполнять сразу после устройства земляного полотна.
Перед началом укрепительных работ необходимо подготовить поверхность конусов или откосов насыпей и выемок к монтажу георешетки в конструктивном варианте, предусмотренном проектом: срезать неуплотненный грунт конусов или откосов насыпей на глубину, соответствующую предварительному уширению при отсыпке этих сооружений; образовавшуюся поверхность спланировать и уплотнить вибротрамбованием.
Рабочую поверхность откосов выемок только планируют, обеспечивая проектную конфигурацию.
После подготовительных работ выполняют разбивку площади конусов, откосов, обочин и других элементов земляного полотна, предназначенных для укрепления объемной георешеткой. При этом необходимо обозначить места расположения водоотводных и водосбросных сооружений, других конструктивных элементов, с которыми предполагается выполнить тщательное сопряжение конструкций укрепления из армирующей георешетки.
Перед укрепительными работами необходимо: наметить транспортные коммуникации для доставки пакетов геомодулей, анкеров (или арматуры с зажимами), а также материалов для заполнения ячеек и места их складирования; подготовить обочины, бровки, подошвы, другие элементы земляного полотна или сооружения (выровнять, спланировать, ликвидировать застой, скопление поверхностных вод и т. п.).
Общий комплекс технологических процессов укрепления поверхности откосов с применением объемной георешетки включает:
— подготовительные и разбивочные работы;
— укладку нетканых рулонных синтетических материалов и их закрепление на поверхности откоса;
— установку и монтаж георешетки с фиксацией их монтажными анкерами или механической сшивкой степлером;
— проверку ровности георешетки «под шаблон»;
— укладку в ячейки материала заполнителя;
— при необходимости разравнивание и планирование материала заполнителя и его уплотнение или проливка цементным раствором для щебня;
— установку постоянных анкеров;
— извлечение монтажных анкеров (при необходимости);
— посев семян трав в случае заполнения ячеек трехмерной георешетки растительным грунтом. Укрепление поверхности откосов при помощи объемной георешетки следует проводить сверху вниз, укрепляя часть обочины, с анкеровкой решеток и заделкой их верхней части в массив грунта на глубину 30-50 см.
Допускается укреплять конус или откос по частям, например, берега и русло водосброса, нижнюю часть откоса, берму, верхнюю часть откоса и т. п.
Подготовительные и разбивочные работы выполняют с помощью шнура и маркеров, устанавливаемых перпендикулярно оси автомобильной дороги по линии пересечения вертикальной плоскости с поверхностью откоса. Маркеры располагают в продольном направлении с шагом, равным длине георешетки, а в поперечном — с шагом, равным ее ширине. Параллельно первой разбивочной линии на расстоянии, равном ширине геомодуля, намечают вторую и устанавливают маркеры так, чтобы на местности были обозначены углы четырехугольников. Ширина захватки должна быть, как правило, равна высоте откоса. Работы могут проводиться одним или двумя фронтами в правую и левую стороны.
Растяжение пластиковой георешетки (пакета) выполняет вручную бригада из четырех рабочих, которые растягивают пакет до монтажного размера, например 6,1 м (стандарт организации ООО «Фортек»), и крепят его монтажными анкерами к поверхности откоса по всему периметру. Следующий модуль георешетки растягивают и выполняют примыкание вплотную к предыдущему, а их ребра (грани) соединяют металлическими скрепками или Г-образными анкерами.
Следует контролировать параллельность сторон, образуемых при растяжении пакетов георешетки. Для этого на уложенный и растянутый пластиковый геомодуль Фортек укладывают настил из досок.
При укреплении конусов необходимо, чтобы конструкция из георешетки копировала их лекальные поверхности.
Контрольной проверкой определяют места с недопустимыми неровностями, возникающими при монтаже, и назначают способы их устранения перед окончательным креплением конструкции к поверхности конуса и заполнением ячеек.
Ячейки георешетки заполняют с помощью ковшовых погрузчиков или экскаваторов, например типа УДС, либо экскаваторов с обратной лопатой. Материал для засыпки георешетки завозят и складируют непосредственно на откосах или около их подошвы, и укладывают в ячейки с перекрытием не более 5-10 см над поверхностью пластиковой георешетки.
Разравнивание, планировку и уплотнение (при необходимости) материала заполнителя осуществляют вручную или механизированным способом сверху вниз с постепенным перемещением по линии фронта работ. Запланированный объем укрепительных работ по ширине захватки необходимо выполнить до конца смены, чтобы исключить образование промоин под ячейками георешетки в случае выпадения интенсивных атмосферных осадков.
Постоянные анкеры устанавливают равномерно по площади вровень с поверхностью укрепляемого откоса, после чего извлекают монтажные анкеры.
При устройстве упоров в подошве конуса, откоса, в местах возможных размывов и других, предусмотренных проектом, на границе участков по линии края георешетки перпендикулярно поверхности откоса роют траншею шириной 15-20 см и глубиной 50 см. В нее укладывают полотно геотекстильного материала, верхнюю часть которого соединяют с ребрами георешетки. Затем траншею засыпают грунтом и уплотняют.
В необходимых случаях упоры изготавливают из бетона или железобетона в монолитном или сборном варианте. При укреплении конусов бетонный или железобетонный упор в основании конуса должен иметь лекальную конфигурацию.
Для образования прочного дернового покрова на поверхности откоса осуществляют посев подобранных смесей трав с последующим боронованием, поливом водой и уходом.
Устройство конструкций укрепления в общем комплексе обеспечения устойчивости откоса с использованием объемной георешетки включает следующие операции:
— устройство прослойки из рулонного тканого геосинтетического материала, прочность которого устанавливают расчетом;
— установку георешетки и крепление ее по контуру анкерами к нижнему слою;
— укладку в ячейки георешетки заполнителя (песка, щебня и т. п.);
— удаление монтажных анкеров (допускается оставлять монтажные анкеры в составе конструкции);
— разравнивание и планирование поверхности;
— уплотнение материала засыпки (коэффициент уплотнения не менее 0,9);
— окончательное планирование поверхности; толщина слоя заполнителя над георешеткой должна составлять 5-10 см.
Аналогично формируют вышележащие слои армо- грунтовой конструкции и ее укрепления. Рекомендуется при монтаже облицовки сдвигать ряды георешетки по отношению к нижележащим наполовину ширины ячейки в сторону от лицевой поверхности откоса, или на величину, предусмотренную проектом.
При устройстве многослойных конструкций укрепления для обеспечения общей устойчивости откоса с использованием (в том числе) рулонных синтетических материалов особое внимание следует обращать на: качество укладки рулонного геосинтетического материала (без складок и перекосов) и выдерживание заданного нахлеста полотен не менее 0,5 м; недопустимость наезда машин и механизмов на полотна синтетического материала и их разрушение; обеспечение требуемого коэффициента уплотнения грунта.
Уход и содержание конструкций укрепления заключается в их регулярном обследовании, выявлении разрушенных участков и их ремонте (например, досыпка щебня в ячейки, замена отдельных модулей). При длительной засушливой погоде озелененные откосы следует поливать (особенно первые два года эксплуатации).
Список литературы
1. ОДН 218.046—01. Проектирование нежестких дорожных одежд. М.: Информавтодор, 2001. 145 с.
2. Тулаев А.Я. Конструкция и расчет дренажных устройств. М.: Транспорт, 1980. 191 с.